Сколько стоит создание сайта?

Уже давно пытаюсь для самого себя ответить на этот вопрос. Дело в том, что вопрос, которым озаглавлен этот пост весьма и весьма неоднозначен. В моем понимании, рынок состоит из услуг и товаров, которые могут быть оценены исходя из объективных факторов.

Сайты стоят денег

Сайты стоят денег

В случае с сайтами, дело обстоит немного сложнее, и сейчас я попробую описать схему ценообразования в сайтостроении, которая рисуется лично в моем сознании. Я несколько приближен к теме создания сайтов и достаточно хорошо себе представляю, чего хотят заказчики и что они получают. За что они могут платить деньги, а за что могли бы и не платить. Попробую обрисовать свое мнение.

Итак, в первую очередь, сайт — это продукт, за изготовление которого заказчик платит деньги. После завершения работ по написанию ТЗ, отрисовки макета, вёрстки, установки всего этого великолепия на CMS, заливки на хостинг, покупки доменного имени и наполнения его контентом, клиент получает именно то, что называется словом САЙТ. Можно сравнить его с программным комплексом, который был написан под нужды какой-либо конкретной фирмы. Этот комплекс состоит из некоторого количества файлов и наделен каким-то полезным функционалом. Все кристалльно просто. С этого момента любой желающий может зайти на сайт, увидеть нужную ему информацию и узнать, как можно связаться с тем, кто эту информацию предоставил(грубо говоря, как связаться с фирмой для того, чтобы воспользоваться её услугами). Но вот тут уже начинается та часть, которая не кажется такой очевидной, когда подписываются все необходимые договоры.

Интернет — альтернативная реальность, в которой, как во Вселенной, находятся сайты-звёзды и пользователи-путешественники. Учитывая, что звёзд во вселенной нереально огромное количество, можно так же себе представить, что если на краю Интернета зародилась новая «звёздочка», первооткрыватель вряд ли об этом событии узнает, а если и узнает, то не будет знать, где именно в этой бесконечности это произошло.

То есть, другими словами, у вас есть сайт, но о его существовании никто даже не подозревает. Но нам помогают поисковые системы. Если им дать понять, что где-то появился новый сайт, они его найдут и добавят в свою «звёздную карту». Тогда путешественники получат возможность найти маршрут до него. Но скорее всего они будут попадать на уже изведанные дороги, которые ведут к уже давно известным галактикам. Ведь эти галактики видно издалека.

Вам понадобится «раскрутка» сайта. Это совсем неочевидный для клиента момент, на котором человека, заказавшего создание сайта могут кинуть, говоря кучу умных, но непонятных ему слов и крутя графиками, показывающими, насколько увеличивается посещаемость сайта. И хорошо, если сайт на самом деле будет увеличивать свою аудиторию. Посетителей можно купить. Это один из некрасивых методов пустить пыль в глаза и выкачать побольше денег. Причем это будут абсолютно ненужные вам посетители, которе попали на сайт абсолютно не подозревая, что попадут на него. То есть они сразу же с него уйдут, не найдя для себя ничего нужного, но оставив на счётчике посещений еще одну отметку.

Раскрутку сайта может качественно произвести только профессионал, который занимается этим делом давно и уже понимает намного больше тонкостей, нежели тот, кто прочитал общие положения о работе поисковых систем. В то время как сайт может сделать и непрофессионал. Если вы заказываете продвижение сайта, то было бы вовсе недурственно ознакомиться с портфолио тех людей, которые пытаются вам его втюхать. У них обязательно должны быть какие-то конкретные примеры того, как сайты продвигаются в поисковиках или как растет их посещаемость.

Но вернемся к созданию сайтов. Вы можете заказать создание сайта либо у конторы, которая занимается этими вещами, либо у фрилансера, который в одно лицо будет отвечать за этот процесс. В зависимости от сделанного вами выбора будет находиться и цена на исходный продукт, на ту самую звездочку, прокладкой пути к которой вы будете заниматься только после того, как зажжете её.

«В чем разница?» — спросите вы. А она весьма очевидна и находится на поверхности. Когда я описывал процесс создания сайта, я написал несколько слов о том, из чего состоит этот процесс. Например ТЗ (техническое задание, в котором будут описаны все детали того, как должен выглядеть и функционировать сайт) или дизайн — это вообще разные вещи, а верстка или программирование — это уже третье и четвертое. Контент(наполнение сайта) тоже стоит особняком. Все эти этапы выполняются разными людьми(если вы обратитесь в студию) или одним человеком(если вы обратитесь к фрилансеру). Уже это может вам указать на то, откуда берется разница в цене. Всем этим людям надо платить зарплату, в офисе надо оплачивать электричество и услуги уборщицы, связь и вообще аренду помещения. Всё это стоит денег и немалых. Но не думайте, что в связи с этим надо отказываться от услуг веб-студий. Вместе с увеличением цены на изготовление сайта вы получаете и дополнительные гарантии того, что через месяц после запуска сайта у вашего хостинг-провайдера не возникнут проблемы, решить которые вы сами не сможете и не будете знать как это сделать, слыша «абонент временно недоступен» в трубке телефона, звоня тому человеку, который занимался созданием сайта единолично. За эти деньги вы сможете требовать от студии решения всех возникающих у вас проблем.

Также есть другой вопрос — вопрос принадлежности доменного имени. То есть того слова, которое будет написано перед точкой и буквами RU. Фрилансер скорее всего зарегистрирует имя на себя, даже не поставив вас в известность о том, что так сделал. А между тем доменное имя регистрируется сроком всего на один год, и по истечении этого срока регистрацию необходимо постоянно продлевать. Подводный камень заключается в том, что в погоне за выгодой, человек может подсадить вас на деньги, продав вам ваше же доменное имя. Ведь, не продлив регистрацию, вы его потеряете, а следовательно ваш сайт перестанет быть доступен пользователям из сети. Человек, создающий вам сайт, может просто пропасть. Вы не сможете его найти, и ваш сайт просто прекратит существовать без продления доменного имени или по истечению сроков оплаты хостинга. В погоне за экономией, вы можете потратить деньги впустую.

Ваш сайт — это лицо вашей фирмы в интернете. Это презентация вас, как уверенного, ответственного игрока на рынке товаров и услуг. И на этом цена тоже плавает. Как вы думаете, что круче — китайская футболка от никому неизвестного производителя или одежда от Gucci? Пусть даже тоже футболка и причем точно такая же, только с логотипом…

Сайт — это ваши понты. А они, как всем известно, дороже денег. Чем более известная фирма будет делать вам сайт, тем дороже он будет вам обходиться. Но тем понтовее ваш сайт будет в глазах потенциальных покупателей ваших товаров или услуг. Вы сможете говорить своим клиентам, что ваш сайт делала такая-то фирма, которая делала сайты так же компании №1, компании №2 и так далее, называя бренды, которые известны всем и пользуются популярностью и уважением. Связь с крупными и серьезными фирмами посредством конторы, создавшей ваш сайт, делает вашу фирму привлекательнее в лице потенциальных клиентов, приподнимает её на чужом авторитете. Это все равно, что показать знакомому фото, где тебе руку пожимает Арнольд Шварцнеггер и получить в ответ одобрительные и вообдушевленные отзывы. Только в данном случае вместо сайта будет выступать фотокарточка, а вместо веб-студии — фотограф, её сделавший.

Бывают случаи, что даже именитые веб-студии делают отвратительные сайты, обходящиеся в огромные деньги. И так бывает. Порой тот самый авторитет студии весит больше, чем она реально тянет, но это мало кого волнует. Менеджеры заболтают заказчика и смогут его убедить, что сайт у него крутой. А как иначе, ведь фирма веников не вяжет. Я если и вяжет, то только ФИРМЕННЫЕ.

Цена на один и тот же продукт в области создания сайтов может варьироваться и причем весьма сильно. А выбор будет как всегда только за заказчиком. Что ему важнее: функционал или внешний вид? А может важно то, кто делал сайт, ведь это прибавит авторитета фирме?

А риск остается всегда. Веб-студия помимо всего прочего будет также стараться вытянуть из клиента как можно больше денег, показывая ему красивые графики и пользуясь тем, что функционирование сайта полностью зависит от них. Студия может впаривать совершенно ненужные услуги, которые на деле окажутся оказываемыми по умолчанию. Допустим «техническая поддрежка сайта», которая включает в себя обеспечение хостингом и устранение технических неполадок, если они вдруг возникнут(но как правило они не возникают). Это как огнетушитель в общественном туалете рядом с пожарной частью: во-первых, вряд ли загорится, а во-вторых потушат и без него.

Резюмируя, могу сказать только одно: выбор всегда за вами, а риск получить не то, что хотели, будет во всех случаях. Но работая с веб-студией вы будете опираться на бумаги и договоры, а работая с фрилансером, вам скорее всего придется делать ставку на устные договоренности. В любом случае, прежде чем заказать сайт, посмотрите портфолио(выполненные работы) того, к кому хотите с этим обратиться. Это самое важное, что стоит увидеть. Портфолио подскажет вам, стоит ли обращаться именно к этому человеку или к этой студии, и примерно даст понять, какой результат вы получите в итоге.

PS: бы может я старался писать для слишком неосведомленного читателя, но дело в том, что этот вопрос будет скорее всего волновать именно того, кто мало чего понимает в создании сайтов и в том, откуда берутся расценки на их изготовление.

PPS: Веб-строительство, как и любой творческий процесс делится на две ветки: высокое искусство или поточное производство. У всех разная аудитория и разный функционал. Также разная цена. И каждый всегда сможет найти именно тот вариант, который более всего ему подходит, который более всего выгоден.

 

 

Высказаться

А что вы думаете по этому поводу?

Вы должны войти, чтобы написать что-либо в этом святом месте.